Диагностические исследования влияния занятий по системе "Ци-Гун" на личностное самосовершенствование и синдром эмоционального выгорания.
Филимонова Е.П.,Ротаренко А.С., Ротаренко И.В
ГУЗ «Центр медицинской профилактики департамента здравоохранения Краснодарского края»
В 1970-е годы XX века было введено понятие "синдром эмоционального выгорания". Это явление характерно для представителей профессий типа "человек - человек", которым необходимо общаться с другими людьми, причем не по собственному выбору.
Несколько десятилетий назад Кристиной Маслач была дана "хлесткая" формулировка: "Сгорание - плата за сочувствие". Отсюда следовал совет не взваливать на себя бремя чужих проблем, не растворяться в чужом "я", уделять большее внимание своему внутреннему миру, не становиться рабом своих обязанностей, всячески избегать монотонии, не искать в работе спасения от собственных проблем, наконец (и последнее совершенно бесспорно) - просто спокойно высыпаться. Как следствие возникают регулярные вспышки раздражения и сопутствующие им лихорадочные попытки избежать выгорания за счет применения различных квазиспасающих приемов. Такой человек мечется от одних крайностей к другим, часто оказывается клиентом всяческих "экстрасенсов" и "магов", ищет доступный способ снятия напряжения. Зачастую это только усугубляет проблему.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы проверяли предположение о том, что в процессе занятий по методике «Ци-гун» происходят положительные изменения в системе психоэмоциональной регуляции и ценностно-смысловой сфере личности.
Иллюстрацией выводов и свидетельством эффективности программы кор-рекции и самокоррекции личности являются следующие результаты.
При изучении эмоционального компонента субъективного благополучия (методика ШСБ) до и после проведенного эксперимента мы получили данные об изменениях в оценке респондентами собственного эмоционального состоя- ния в положительную сторону.
На начальном этапе :
19,4 % - респондентов испытывали умеренный эмоциональный комфорт, были достаточно уверенны в себе, активны, могли адекватно управлять своим поведением, успешно взаимодействовали с окружающими;
3,2 % - респондентов были склонны к депрессии и тревогам, пессимизму, замкнутости, плохо переносили стрессовые ситуации
На завершающем этапе:
45,2 % - респондентов испытывали умеренный эмоциональный комфорт;
0 % - респондентов были склонны к депрессии и тревогам
Как показывают результаты исследования, наибольшее влияние на субъективное благополучие оказывает удовлетворенность человека самим собой, удовлетворенность образом жизни и семьей – они выражены средней степенью удовлетворенности, а вот удовлетворенность здоровьем и обществом гораздо ниже. Мы предполагаем, что должна прослеживаться прямая зависи-
мость между объективными внешними условиями и субъективным благополу-чием.
Результаты исследования внутриличностной конфликтности по методи-ке Е.Б.Фанталовой показали наличие внутриличностного конфликта на началь-ном этапе у 80,4 % респондентов.
Эта группа опрошенных, которые имеют высокую степень расхождения между понятиями «ценность» и «доступность». Основные жизненные ценности привлекательные для них, им не доступны, или наоборот, наиболее доступные понятия-ценности воспринимаются не привлекательными.
Наивысшая степень расхождения – 66 и 67 баллов. У данных респондентов показатели по «Ценности» и «Доступности» находятся между собой в обратно пропорциональном отношении. Это указывает на тот факт, что все, что для данного респондента в какой-то мере ценно, в той же мере является недоступным. И наоборот: все, что для него в какой-то мере доступно, в той же мере не является ценным, а остается как бы лишним, ненужным, иногда может быть даже раздражающим, создающим субъективный «внутренний балласт».
Наименьшие результаты - 18 и 21 баллов. Все, что ценно для данных респондентов является доступным, а что доступно – ценным.
Величина расхождения между значимостью и доступностью наиболее высока у респондентов в таких ценностях: активная деятельная жизнь, здоровье, красота природы и искусство, материально обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь.
Жизненные ценности – здоровье, материально обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь являются значимыми, но не доступными для респондентов, что означает внутреннюю конфликтность по данным понятиям.
На заключительном этапе:
У 52,6 % респондентов диагностируется наличие внутриличностного конфликта;
У 45,2 % респондентов произошли изменения в интегральном показателе «Ценность» – «Доступность» в сторону уменьшения:
У 35,5 % респондентов интегральный показатель увеличился;
У 19,3 % респондентов интегральный показатель остался без изменения.
Исследования мотивационно-личностных структур до и после занятий позволили сделать вывод о благоприятном воздействии занятий по системе «Ци-гун» на характер и степень выраженности внутренних конфликтов, а так же самоактуализацию респондентов (см. рис.1).
а) б)
Рисунок 1. Показатели расхождения «Ценность» – «Доступность» на начальном (а) и заключительном (б) этапах.
Обработка и анализ результатов исследований по методике В.В.Бойко (Приложение 3) дали возможность оценить уровень эмоционального «выгорания» респондентов, наличие ведущих симптомов «выгорания», к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
На начальном этапе.
Полностью сформировались:
фаза «напряжение» – у 26 % респондентов;
фаза «резистенции» - у 42 % респондентов;
фаза «истощение» - у 6,7 % респондентов.
Не сформировались:
фаза «напряжение» – у 45 % респондентов;
фаза «резистенция» – у 13 % респондентов;
фаза «истощение» - у 61,3 % респондентов.
Доминирующими симптомами являются:
В фазе «напряжение» – переживание психотравмирующих обстоятельств (у 52% респондентов),тревоги и депрессии (у 24 % респондентов).
В фазе «резистенции» - неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (у 70 % респондентов), редукция профессиональных обязанностей (у 48 % респондентов).
В фазе «истощение» – личностная отстраненность (у 46 % респондентов), эмоциональный дефицит ( у 32 % респондентов).
На заключительном этапе.
Полностью сформировались:
фаза «напряжение» – у 25,7 % респондентов;
фаза «резистенция» – у 42 % респондентов;
фаза «истощение» - у 6 % респондентов.
Не сформировались:
фаза « напряжение» – у 61,3 % респондентов;
фаза «резистенция» – у 16 % респондентов;
фаза «истощение» - у 71 % респондентов.
Анализ итогового показателя синдрома «эмоционального выгорания» позволяет сделать вывод о положительном влиянии занятий по системе «Ци-гун» на степень формирования психологической защиты в форме эмоционального выгорания респондентов (см. рис.2).
а) б)
Рисунок 2. Итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» на начальном (а) и заключительном (б) этапах.
На завершающем этапе занятий итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» у 65 % респондентов изменился в сторону уменьшения, у 29 % респондентов – в сторону увеличения, у 6 % - остался без изменения.
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что происходящие в процессе занятий по методике «Ци-гун» изменения в системе психоэмоцио-нальной регуляции и ценностно-смысловой сфере личности имеют положитель-ную динамику.
Благодаря использованию подобного метода самовоспитания и самосовершенствования человек может овладеть искусством управления своими духовными и физическими силами, а так же способствовать их росту,
предотвращать и преодолевать возникающие внутриличностные конфликты.